Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  ГИБДД и водители

Регламент для гаишника

О взаимной неприязни сотрудников ГИБДД и водителей на российских дорогах ходят легенды, складываются небылицы и анекдоты. Действительно ли всё настолько плачевно и какие существуют пути к мирному сосуществованию в конфликтных ситуациях?
Один мой приятель, вернувшись из путешествия по европейским странам, долго удивлённо рассказывал истории о совершенно для нас нетипичных отношениях между водителями, пешеходами и сторонниками правопорядка стран Запада. А поразительным для нас было то, что светофор для них является, как и полагается, единственным регламентирующим действия каждого участника дорожного движения устройством, и ни одному человеку не придёт в голову мысль о том, как бы быстрее перейти дорогу, проскочить на оранжевый или сделать ещё что-либо подобного характера, незафиксированное ни в одном письменном своде правил. Для нашего же менталитета характерны всевозможные поиски лазеек и исключений в правилах. 
Зачастую, когда нас останавливает сотрудник ДПС, испытываем мы, по крайней мере, раздражение. Что я сделал не так? Почему меня задерживают в пути? Отсюда и напряжённый тон голоса, несоответствующая ситуации речь и ответный негатив. А для того, чтобы избежать конфликт или сгладить противоречия, необходимо всего навсего соблюдать определённые нормы, предусмотренные обществом, если уж мы живём среди себе подобных, а не в лесу.
Сотруднику ГИБДД необходимо обладать высокими моральными качествами: благородством, чуткостью, добротой, наряду с отличной физической формой и знанием законов. Но это в идеале. Как в многочисленных, большей частью американских, стандартных полуторочасовых боевиках о копах-суперменах (Брюс Уиллис, Джон Траволта, Николас Кейдж – нужное подчеркнуть), спасающих мир.
Останавливает, допустим, наш идеальный гаишник мчащуюся с высокой скоростью машину. Сам подходит, представляется, приложив руку к фуражке (называет должность, специальное звание и фамилию). Спокойно, в вежливой форме объясняет вам, в чём причина остановки, просит выйти из машины для оформления соответствующих документов. И даже в случае отказа, возможных упрёков и грубостей ни в коем случае не хамит в ответ и настойчиво и принципиально требует своего. Впрочем, если вы знаете правила дорожного движения (а если вам выдали права, то не знать их вы просто не имеете права) и признаёте свою вину (превышение скорости, в данном случае), то конфликтов возникнуть не должно. Если же водитель своей вины признавать не хочет – это уже разговор другой…
Теми выразителями общественных норм, что регулируют взаимоотношения людей на дорогах стали Правила дорожного движения и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Причём актуальны на сегодняшний день те изменения, что были внесены в кодекс в этом году и вступили в силу уже с первого июля.
Отныне любое появление ценных вещей, подарков, денег в отношениях между сотрудником ДПС и водителем, никак не связанных с ситуацией,  будет строго караться по закону. Так гласят новые правила кодекса.
Министерство внутренних дел теперь строго регламентировало права и обязанности участников дорожного движения. Что значит регламентировать? Регламент, согласно Большому энциклопедическому словарю, от французского reglement (от regle – правило): совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, учреждения, организации. И как сообщает Российская газета, министерство экономического развития нашей страны подтолкнуло все ведомства к разработке и изданию подобных регламентов, которые регулируют отношения чиновничьего аппарата и граждан. Таким образом, административный регламент в нашем законодательстве – явление новое. Теперь распространится и в отношении сотрудников ГИБДД.
Одним из интересных пунктов обновлённого кодекса является разрешение сотрудникам ДПС видео- и фотофиксации лихачества на дорогах. Это проявление своеобразного “тотального контроля”, считают автовладельцы. Заранее предупредив участников дорожного движения, если это необходимо, стражи порядка могут применять видео- и звукозаписывающую аппаратуру. Это либо стационарно размещённые камеры (на постах наблюдения, КПМ, зонах патрулирования и проч.) либо мобильные устройства, вплоть до переносимых в руках конкретно взятого человека.
Остался не до конца доработанным и понятным вопрос о так называемом скрытом контроле на дорогах. Имеют ли право сотрудники ДПС его применять? По этому поводу кодекс разъясняет, что скрытый контроль на дорогах может производиться только при помощи патрульных автомобилей ГИБДД скрытого контроля. Обычный патрульный автомобиль, по определению, - транспортное средство ГИБДД, которое стоит на учёте в определённом месте (ну и в постовой ведомости, разумеется), оснащено оно должно быть специальными средствами для связи и подачи сигналов, и на поверхности подобного транспортного средства есть цветографические опознавательные знаки, чтобы любой человек мог понять, что эта машина – собственность ДПС. Тогда как машина для скрытого контроля ничем особенным от остальных машин не отличается. Ни цветом, ни оборудованием. Лишь буквы на госномере какие-то особенные, отличительные. Только вот как люди отличат ‘госбуквы’ от остальных – загадка. Как понять, имеет остановивший тебя якобы-сотрудник право это делать, или преследует какие-либо личные корыстные цели?
К числу других нововведений относится также требование регламента обзавестись электронными интернет-страничками для всех подразделений ГИБДД. Ведь возникают ситуации, когда человек просто не знает, куда и к кому обращаться в случае какого-либо возникшего вопроса, как пройти техосмотр, например, или поставить машину на учёт. Кроме того, в ближайшее время планируется объединение подразделений технического осмотра с подразделениями, регистрирующими транспортные средства. Современная нам ситуация такова, что автовладелец ставит транспортное средство на учёт, получает госномер и заполняет и оплачивает различно рода документацию на машину в одном месте, а техосмотр проходит в другом. Чтобы устранить эти неудобства, и планируется объединить вышеназванные отделения ГИБДД. Плюс ко всему отныне сотрудникам ДПС нельзя эвакуировать автомобили, блокировать колёса и на месте изымать права у водителей.
И это лишь немногие примеры из того, каким образом противоречия на дорогах могут быть успешно устранены. Главное в любой ситуации сохранять самообладание и помнить, что от взаимоотношений сотрудников ДПС и водителей зависит уровень комфорта на дорогах.
12.02.2009
Автор текста: Елена Кузнецова