Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  ГИБДД и водители

Выезд на встречную полосу

Есть немало иностранных держав, законодательство которых более лояльно относится к выезду на встречную полосу, чем российское. К примеру, американские полицейские лишь избирательно штрафуют водителей, которые пересекают сплошную желтую полосу или двойную, несмотря на то, что официально, как и у нас, этого делать нельзя. Впрочем, штраф за данное нарушение для американцев относительно небольшой. Исключением являются случаи, когда знаком запрещен обгон. Тогда нарушитель может не только нарваться на штраф, но и подвергает опасности собственную жизнь и жизнь других участников движения, а также их пассажиров. В то же время американское и британское законодательство совершенно официально разрешает пересекать сплошную для разворота или поворота. Однако только в том случае, если эти маневры не создают неудобств встречному транспорту.

В России законодательные нормы довольно долго не имели единого подхода к нарушениям с выездом на встречную полосу движения. Навести порядок в соответствующих статьях ПДД и админкодекса удалось только в прошлом году. Каковы же последствия за выезд на «встречку» по новым правилам?

Ответственность за выезд на встречную полосу движения или трамвайные пути встречного направления при объезде препятствий в нарушение ПДД устанавливает статья 12.15 ч. 3 КоАП РФ. Там четко указан размер штрафа – от 1000 до 1500 рублей. Но квалификация нарушения будет зависеть от правильности трактовки термина «препятствие». Обращаемся к ПДД, где препятствие характеризуется как «неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе». Во избежание неверных трактовок сразу уточняется: «не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил».

Часть 4 вышеупомянутой статьи КоАП РФ устанавливает ответственность за несвязанный с объездом препятствия выезд на встречную полосу или встр. трамвайные пути против ПДД. За эти нарушения положен более серьезный штраф в размере 5000 руб. либо лишение прав на управление ТС сроком на 4-6 месяцев. Повторное аналогичное нарушение, совершенное на протяжении 1 года после окончания предыдущих санкций, уже будет наказано лишением прав на 1 год. В ч. 5 той же статьи указывается, что штрафом можно будет отделаться только в случае фиксации данного нарушения камерой автоматической съемки.

Итак, если водитель решил объехать по встречке неподвижный автобус, то его действия подпадают под часть 3 статьи 12.15 КоАП (1000-1500 руб.). Но если, объезд совершается автобуса, производящего посадку пассажиров, то это уже часть 4 (от 5000 руб. до лишения прав на 4-6 мес.). В последнем случае автобус не является препятствием согласно ПДД, т.к. может самоустраниться в ближайшее время.

В ч. 3 и ч.4 статьи 12.15 фигурирует формулировка «в нарушение Правил дорожного движения». Имеется в виду не только пересечение одинарной или двойной сплошной, но и просто выезд на встречную полосу, даже без наличия соответствующей разметки, когда это запрещается положениями ПДД. Водитель не имеет права въезжать на встречную полосу при выезде с перекрестков при левом повороте (п. 8.6), а также при обгоне и объезде препятствий при движении по четырехполосным дорогам (п.9.2). На трехполосных дорогах с двухсторонним движением пунктом 9.3 запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, а в пункте 11.4 приведен перечень запрещений обгона, что также означает и запрет выезда на встречную полосу. То же касается и случаев, когда обгон запрещен соответствующим знаком. К этому следует приплюсовать и пункт 15.3, который запрещает объезд транспортных средств, скопившихся перед железнодорожным переездом. Все перечисленные в этом абзаце случаи подпадают под часть 4, предусматривающую лишение прав. Но главное даже не это, а то, что выезд на встречную чреват лобовым столкновением. Необходимо помнить, что водитель, при выезде на встречку всегда рискует не только собственной жизнью, но и жизнью других участников движения!

12.05.2014
Автор текста: М. Тамилин