Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Обучение вождению

Вспомогательные системы автомобиля зимой (ABS, A-TRAC, ESP, HDC)

Навыки зимнего вождения в той или иной мере имеются у каждого водителя. Но с появлением сложного оснащения автомобилей, которое призвано помогать нам справляться с управлением, привычные навыки нуждаются в некоторых поправках и расширениях.

Вспомогательные системы, улучшающие характеристики машины, все чаще теперь появляются в недорогих версиях. Основная функция этих систем – повышение безопасности для водителя и пассажиров, а также повышение уровня комфорта вождения. Но зима со своими скользкими дорогами нередко бросает нам вызовы, которые нужно уметь парировать, правильно используя потенциал вспомогательных систем.

Коробка «автомат» не относится к вспомогательным системам, – это просто принципиально иной вид трансмиссии. Важно помнить, что на льду или снегу автомобиль с АКПП ведет себя иначе, чем с «механикой». В первую очередь, на «автомате» легче трогаться без пробуксовки. Кроме того, специальный зимний режим «W» облегчает работу трансмиссии, автоматически устанавливая вторую или даже третью передачу. Пробуксовка в таком режиме практически исключается, если водитель плавно нажимает педаль газа.

С другой стороны автоматическая коробка (за исключением роботизированных и секвентальных), как правило, не позволяет задействовать торможение двигателем. Правда старые «автоматы» почти всегда имеют функцию ограничения высоких передач (положение «2» и «3»), что позволяет двигателю оказывать сопротивление колесам при движении накатом. Современные коробки с секвенальным переключением тоже располагают такой возможностью. Чтобы заставить автомобиль тормозить двигателем при гололедице, необходимо перейти на самую нижнюю передачу, которую позволит включить электронный «интеллект» АКПП.

Если же автомобиль с автоматической трансмиссией застрянет в снегу, то использовать прием «в раскачку» практически невозможно. На «механике» он выполняется элементарно, и при этом является весьма эффективным. Все, что может сделать водитель машины с АКПП в данной ситуации, – это удерживать педаль тормоза в крайних положениях «раскачки», включая в это время по необходимости переднюю или заднюю передачу.

Особенно бдительным нужно быть при движении в гору по заснеженной дороге. Коробка «автомат» в такой ситуации не дает вовремя ощутить момент начала пробуксовки, а когда это станет ясно по возросшим оборотам, то будет уже поздно – машина может зарыться в снегу.Система помощи при  спуске

ABS, значительно сокращающая тормозной путь на асфальте, при гололедице не работает столь эффективно. В ряде случаев эта система, наоборот, может удлинить его. Проблема нередко возникает также и на дорогах с частичным обледенением, когда под правым и левым колесом одновременно может оказаться и лед, и асфальт. В любом случае, при понижении сцепления с дорожным покрытием, необходимо предусматривать и более длинный тормозной путь. Наилучшие результаты при торможении с ABS показывают автомобили, колеса которых обуты в покрышки с заводской шиповкой.

В то же время ABS позволяет сохранить управляемость автомобилем во время экстренного торможения на скользкой дороге, что немаловажно, т.к. заносы занимают первое место по причинам ДТП в зимний период.

ASR, ASC, TCS, ETS, A-TRAC и прочие версии пробуксовочных систем имеет смысл отключить, если это возможно опционально. Нередко, зимой, для преодоления препятствий может потребоваться запас крутящего момента, ведь на малых оборотах выбраться из сугроба или двигаться в горку довольно сложно; к тому же на малых оборотах не будет работать функция самоочищения протектора центробежными силами. По этой же причине для преодоления снежных препятствий сходу следует отключить ESP, если самостоятельно нельзя отключить контроль пробуксовки. Правда на большой скорости этого лучше не делать, т.к. может случиться занос. При отключении ESP чаще всего система не отключается полностью, а только снимается блокировка буксующих колес. На многих автомобилях данная система самоактивируется при выходе на определенную скорость движения.

Современные внедорожники часто оснащены системой помощи при спуске (HDC, DAC и т.п.). Задача этой системы – обеспечить безопасный спуск без скольжения и заносов, даже если автомобилем будет управлять неопытный водитель. Все, что нужно сделать, – это активировать данную функцию. Дальше автоматика сама станет управлять оборотами двигателя и тормозом каждого колеса. В самых прогрессивных версиях есть даже возможность задавать скорость спуска до 10 км/ч. Эту функцию можно также успешно использовать не только на экстремальных загородных трассах, но и в черте города, например, на длинных спусках, мощеных брусчаткой.

10.02.2012
Автор текста: М. Тамилин