Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Обучение вождению

Когда и как тормозить?

На автомобилях с автоматической трансмиссией всего две педали: газ и тормоз. Водитель может одновременно нажимать только одну из этих педалей, т.е. либо ехать, либо тормозить. На «механике» ситуация иная. Здесь три педали и нажимать их можно в нескольких комбинациях.

Порядок нажатия педалей при езде на автомобиле с механической коробкой передач зависит от предстоящего маневра. Этому учат на уроках вождения в автошколах. Однако, как выясняется, не все инструкторы доходчиво объясняют, как необходимо правильно тормозить. К тому же, не факт, что далеко не все отечественные автолюбители вообще когда-то переступали порог автошколы. К сожалению, многим из них неизвестны приемы правильной работы педалями.

Итак, в этой статье речь пойдет о торможении. На первых уроках вождения, инструктор объясняет ученику, что для того чтобы затормозить, сначала необходимо выжать сцепление, а следом тормоз. На данном этапе инструктор старается закрепить у ученика навык действия для полной остановки автомобиля с последующим переключением на нейтральную передачу. И этот навык закрепляется настолько прочно, что впоследствии уже опытный водитель постоянно выжимает сцепление даже тогда, когда необходимо просто притормозить для того, чтобы сбавить ход.

Немного теории (для «блондинок»). При выжатом сцеплении крутящий момент не передается колесам, поскольку двигатель механически разъединен с коробкой, иначе говоря, – расцеплен. Отсюда и термин «сцепление». Если необходимо не остановиться, а только притормозить, то в выключении сцепления нет необходимости. Такая необходимость может возникнуть, если ход сбавился настолько, что необходимо перейти на пониженную передачу, но даже в таком случае сцепление нужно выжимать уже после того (либо синхронно), как педаль тормоза отпущена, а не до начала торможения.

Те водители, которые всегда при любом виде торможения выжимают две педали одновременно, совершают ошибку! Во-первых, это приводит к повышенному износу фрикционных дисков. Во-вторых, при торможении все четыре колеса никогда не схватываются с одинаковой силой, и такая ситуация (особенно на скользкой дороге) часто приводит к заносу, выходить из которого нужно, используя тягу двигателя и рулевое управление. При выжатом сцеплении момент тяги отсутствует, поэтому необходимо затратить дополнительное время на перестановку позиции ног. А когда автомобиль сорвался в занос, счет идет на доли секунды.

Важно не переусердствовать и не дать заглохнуть мотору при нажатии педали тормоза при включенном сцеплении. Почувствовать момент принятия решения можно на слух: двигатель начинает «давиться». Впоследствии навык закрепится на уровне рефлекса, и прислушиваться к мотору не понадобится.

Две педали (сцепление и тормоз) должны быть выжаты одновременно только в двух случаях: непосредственно перед полной остановкой автомобиля и при экстренном торможении.

15.02.2013
Автор текста: М. Тамилин