Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Обучение вождению

Как не допустить занос автомобиля?

В водительской практике зима является наиболее сложным и опасным периодом. Скользкая дорога, заносы, слякоть – все это существенно осложняет передвижение автотранспорта. Причем адреналина от острых ощущений через пару дней настоящей зимы ощущать уже не хочется. Зимняя манера езды заставляет, что называется, «придержать коней» и быть предельно аккуратным. Но сотрудники дорожной инспекции не рекомендуют разделять стили вождения по сезонному признаку, равно как и объяснять свои ошибки спешкой и прочими «непреодолимыми причинами».

Итак, поговорим о водительских ошибках. Основное различие зимнего и летнего дорожного покрытия – разный коэффициент сцепления с колесами. Отсюда следует, что необходимо правильно выбирать скорость входа в поворот. Если эту скорость превысить, то автомобиль выносит центробежными силами за пределы дорожного покрытия. Причем, под превышенной скоростью подразумевается такая скорость, при которой водитель вынужден удерживать нажатой педаль тормоза после перехода прямого участка дороги в дугу поворота. Но это не означает, что тормозить совсем не нужно. Наоборот, вход в поворот с отпущенной педалью газа и тормоза не гарантирует оптимальную скорость, – необходимо замедлиться до начала въезда на дугу. Поворот следует проходить не «самокатом», а с равномерной скоростью, поддерживаемой легким нажатием на газ. Возникновение необходимости всех иных действий указывает на то, что скорость входа в поворот была выбрана неправильно изначально.

Торможение в повороте. Независимо от того, правильно или неправильно была выбрана скорость вхождения в поворот, у водителя может возникнуть необходимость торможения. Как это лучше делать: колодками или двигателем? Прежде всего, необходимо понимать, что абсолютно при любом виде торможения масса автомобиля стремится перенестись от задней оси к передней. А это означает, что сцепление задних колес с дорогой уменьшается, причем настолько, что автомобиль легко может занести. Раллийные гонщики часто провоцируют занос поворотом руля синхронно со сбросом газа. Поэтому, если вашей целью не есть занос, то сбрасывать газ необходимо до входа в поворот, а не тогда, когда вы уже вошли в него. Такие действия особенно опасны, когда поворот одновременно идет со спуском, пусть даже небольшим. В таком случае при торможении сцепление задних колес с дорогой практически отсутствует, а у передних – существенно снижено.Ошибки входа в поворот

Чрезмерный поворот руля на дуге – это распространенная ошибка не только начинающих автомобилистов. Лишние градусы запросто могут привести к сносу автомобиля, т.к. инерция автомобиля вступает в противодействие с управлением. Также нужно помнить, что при проезде очень крутых поворотов скорость должна быть меньше, т.к. вероятность сноса возрастает с уменьшением радиуса дуги.

Резкие маневры рулем с целью смены направления движения (например, для объезда внезапного препятствия) или при перестроении – частая причина ДТП. Опасность резких движений рулем заключается в возникновении, так называемого «ритмического заноса», когда зад автомобиля начинает вилять из стороны в сторону. В школах экстремального вождения обучают специальным приемам прогрессивного руления, которое призвано снизить риск ритмического заноса. Но это уже высший пилотаж, который лучше применять на полигонах, но не на общественных дорогах, где вы рискуете не только своим здоровьем, но и жизнью окружающих. Лучше стараться поворачивать руль плавно и выбирать безопасную скорость движения.

Торможение юзом на автомобилях, не оснащенных АВS, легко вызвать сильным нажатием педали тормоза. Такое торможение менее эффективно, чем прерывистое, но наибольшая опасность исходит от ухудшения управляемости. Если одно из колес попадает на участок с более сильным сцеплением, то такая ситуация при движении юзом непременно вызовет занос. Поэтому, надо всячески избегать необходимости интенсивного торможения, а для этого заблаговременно сбрасывать скорость.

Работа системы стабилизации курсовой устойчивостиПередозировка газа на покрытиях с низким коэффициентом сцепления тоже может вызвать занос автомобиля. В первую очередь это касается моделей с задним приводом. Однако многие современные автомобили оснащаются системой корректировки курсовой устойчивости (ESP), которая, кроме всего прочего, практически устраняет различия разных типов приводов по части управляемости.

При отсутствии этой системы особенности привода будут ощущаться довольно сильно. Причем если детально разобрать векторы действия сил на автомобиль, то окажется, что в поворотах наиболее непредсказуемо станет вести себя машина с полным приводом. Так, если заднеприводный автомобиль при избытке тяги уйдет в занос, то переднеприводный начнет сносить, а полноприводный и сносить и заносить одновременно, причем к этому добавится еще и боковое скольжение. Повторюсь, что речь идет о машинах, не оснащенных системой стабилизации курсовой устойчивости. Самый толковый совет в данной ситуации – не допускать передозировку газа, для чего нужно очень аккуратно обращаться с правой педалью. Если возникает пробуксовка колес – то это сигнал сбросить газ, либо перейти на более высокую передачу.

02.04.2013
Автор текста: М. Тамилин