Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Обучение вождению

Эффект аквапланирования

Для начинающих водителей поездки в сильный дождь несут в себе серьезную опасность. Во-первых, сильно ухудшается видимость; во-вторых, возрастает риск аквапланирования. Но это не означает, что сильный дождь – это однозначное «табу». Необходимо набираться опыта поездок в экстремальных условиях, а делать это нужно, начиная с теории.

Наиболее интенсивная и опасная стадия дождя обычно длиться недолго. В этот период дворники могут не успевать отбрасывать воду даже в самом быстром режиме работы. В таком случае продолжать движение очень опасно. Первым делом нужно сбросить скорость, но делать это следует так, чтобы автомобили, следующие позади, которые тоже попали в зону ограниченной видимости, не вынуждены были совершать экстренное торможение. Необходимо постараться найти безопасное место и переждать там ливневую фазу дождя.

Когда с неба на автомобиль обрушивается масса воды, то такая же масса попадает и на дорогу. На большой скорости в таких условиях риск возникновения эффекта аквапланирования очень велик. Автомобиль при этом практически теряет сцепление с дорогой, и соответственно управление. Данный эффект может возникнуть и при небольшом дожде, когда шина не успевает выдавить воду из-под контактного пятна. Многое в данном случае зависит и от самой шины.

Чтобы возникло аквапланирование и автомобиль превратился в неуправляемый снаряд, необходимо совпадение нескольких факторов. Одним из них является скорость. Чем выше скорость, тем выше вероятность «поплыть». Что касается шин, то они могут сопротивляться аквапланированию при помощи рисунка. Имеет значение остаточная глубина протектора шины, толщина водяного слоя на дороге, тип дорожного покрытия, масса автомобиля, распределение веса по осям и т.д.

Схема аквапланирования

Чтобы не сорваться в аквапланирование водитель должен, прежде всего, выбрать безопасную скорость, учитывая все вышеперечисленные факторы. Нельзя интуитивно судить по управляемости: «если машина хорошо держит дорогу – значит можно добавить газу». Безопасной скоростью в данном случае является скорость, вдвое меньшая, чем критическая скорость перехода в аквапланирование. Т.е., если машина срывается в аквапланирование на скорости 100 км/ч, то следует ехать максимум 60 км/ч. Дело в том, что аквапланирование – есть полная потеря контакта шин непосредственно с дорогой. Но этому предшествуют стадии, уменьшающие сцепление с дорожным покрытием. Если сцепление потеряно на 50%, то, следовательно, настолько же потеряна и управляемость автомобилем. Эта цифра, конечно же, примерная, и приведена для наглядности. В зависимости от названных выше факторов она может быть больше или меньше. Например, при 10-миллиметровом слое воды на дороге аквапланирование может возникнуть уже на 65 км/ч. Но на невысоких скоростях сойти с водяного клина, вызывающего аквапланирование, можно сбросив скорость совсем немного. Конкретную скорость возникновения эффекта аквапланирования можно узнать из тестов шин.

Важно чтобы в непогоду автомобиль был виден. Если начался сильный дождь (а лучше даже еще до его начала), необходимо показать другим участникам движения габариты своего автомобиля. Рекомендуется включить ближний свет и противотуманки. Желательно включить задние противотуманные фонари, особенно если задние габариты не достаточно ярко горят. Однако нужно помнить, что задний противотуманный фонарь в ночное время может слепить позади идущие машины. Если водители подают сигнал, то заднюю противотуманку лучше выключить, дабы не создавать дискомфорт. Ночью будет достаточно одних только габаритов.

Если же вы попали в эпицентр ливня и перед вами стена воды, то не стоит медлить с включением аварийной сигнализации. Она наилучшим образом покажет другим участникам движения, что вы не в состоянии двигаться с обычной скоростью потока и ищите место, чтобы переждать пик ливня. Поскольку вода ударит и по другим машинам, скорость упадет у всего потока, и каждый будет стараться найти безопасное место. Соответственно, если вы увидите перед собой мигающую «аварийку» предыдущего автомобиля, то немедленно сбрасывайте скорость, посмотрите в зеркало заднего вида и приготовьтесь действовать решительно.

При резком входе в зону ливня не нужно совершать резких маневров, даже если вы вообще ничего перед собой не видите. Постарайтесь сохранить естественную траекторию автомобиля, и начинайте плавно сбрасывать скорость при включенной аварийной сигнализации. Скорее всего, автомобиль очень быстро выйдет из проливной зоны. Но не исключено, что кто-то из впередиидущих водителей ударит по тормозам. Поэтому нужно постараться сразу же включить дворники в самый интенсивный режим и смотреть в оба.

20.06.2014
Автор текста: М. Тамилин