Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Обучение вождению

Правильная посадка за рулем

В том, что от кресла зависит комфорт за рулем, нет никакого сомнения. Однако антропометрические параметры людей индивидуальны, и чтобы угодить всем и каждому, автопроизводителям приходится основательно прорабатывать конструкцию сидения, в первую очередь водительского.

Чем выше класс автомобиля, тем больше настроек имеет кресло. Все ближе становится мечта об умном кресле, которое само станет подстраиваться под седока. Современные автомобили премиум-класса запоминают настройки и умеют распознавать персон, которым они принадлежат. Специалисты сегодня работают над повышением ортопедических качеств автомобильных кресел и упрощение интерфейса. Огромное количество настроек сидений, увы, не гарантирует максимально удобной посадки, поскольку не каждый сумеет ими правильно воспользоваться. В свою очередь базовые настройки обеспечивают посредственный результат, поскольку не учитывают индивидуальные особенности тела.

Спинка автокресла

Почему болит спина за рулем? Чаще всего дискомфорт и боли возникают в пояснице. Они являются следствием неправильной посадки, при которой мышцы поснично-кресцового отдела позвоночника находятся в статическом напряжении. Эти мышцы довольно быстро устают и сигнализируют болевыми ощущениями.

Идеальное положение позвоночника, при котором окружающие его мышцы максимально расслаблены – лежачее. Однако мы не можем лежать за рулем, поэтому что-то нужно делать, чтобы в сидячем положении не возникали концентрированные статические напряжения мышц.

Прежде всего, кресло должно иметь анатомическую форму, – в этом мы не сделали открытия. Однако одной «анатомии» мало, – необходимы настройки и поддержки, которые снимут часть нагрузки с позвоночника и поясницы.

У здорового человека позвоночник имеет S-образную форму. Сравнение с литерой «S» в данном случае весьма условно, речь идет скорее о легком зигзаге. Так вот, профиль спинки кресла должен полностью повторять линию позвоночника, – только в таком случае сидение сможет обеспечить хорошую поддержку. Если при посадке между спиной водителя и спинкой кресла имеются просветы, то такая посадка считается неправильной.

Настройки спинки качественного кресла позволяют изменять ее профиль, в соответствии с анатомическими особенностями позвоночника водителя. Прежде всего, линия спинки зависит от роста человека. У низкорослых водителей, поясничный выступ на спинке должен располагаться ниже, чем у высоких. Соответственно изгибы спинки у последних более плавные.

Настройки автокресла

Шейный отдел позвоночника тоже страдает от неправильной посадки. У водителей от напряжения шеи даже могут неметь пальцы рук. Но дело здесь уже не в статической нагрузке, а в утомлении мышц. Шея быстрее всего устает в городе, когда водителю приходится крутить головой чуть ли не на 360°. К сожалению, кресло тут мало чем может помочь. Мышечную усталость в данном случае может снять только отдых и массаж. Впрочем, в премиум-авто кресла могут иметь функцию массажа, в т.ч. и шеи. Но опаснее всего не болевые ощущения от усталости, а в том, что когда мышцы шеи утомлены, они перестают удерживать голову в правильном положении, отчего артерии, питающие головной мозг пережимаются. Это приводит к головным болям и может вызвать сонливость.

Если в дороге в районе шеи появляется дискомфорт и тем более болевые ощущения, то крайне важно сделать остановку для отдыха. Ладонями нужно обхватить шею сзади и массировать согнутыми пальцами по обе стороны позвоночника. Затем нужно опустить спинку хотя бы до 45° и положить голову на подголовник. В таком положении нужно провести минимум 5 минут (а лучше 10), стараясь полностью расслабить мышцы шеи. После этих восстановительных мероприятий, шея не будет болеть как минимум час. При возобновлении болей, необходимо опять сделать остановку и провести цикл восстановительных манипуляции.

Фармакология. Некоторые водители при возникновении болей в спине принимают обезболивающие, забывая о побочных действиях. Кроме того, что большинство болеутоляющих препаратов внесены в «красный список», они не устраняют причину боли, а лишь борются со следствиями. Потому фармакологический путь в данном случае – не лучшее решение.

Правильное положение позвоночника при посадке за рулем определенным образом зависит и от самого сидения. Бедра не должны съезжать вперед, т.к. в таком случае межу поясницей и спинкой появится просвет. Распределение нагрузки на мышцы, окружающие пояснично-кресцовый отдел, будет разбалансировано. В результате поясница начнет утомляться и болеть.

Подушка кресла должна иметь такую длину, при которой бедра лежали бы на ней вплоть до коленного сустава, а ступни при этом находились бы на полу в рабочем положении. Кресло нужно придвинуть так, чтобы стопа левой ноги полностью стала на площадку для отдыха.

Основные правила правильной посадки за рулем:

  •  переключение передач должно происходить без отрыва от спинки кресла;
  •  в рабочем положении руки должны быть чуть согнуты в локтях, но не прямые;
  •  левая нога не должна полностью разгибаться при выключении сцепления;
  •  оптимальный наклон спинки сидения – 55-60°;
  •  линия спинки кресла должна повторять анатомическую линию позвоночника;
  •  зеркало заднего вида настраивают таким образом, чтобы водителю не приходилось нагибаться.
06.01.2015
Автор текста: М. Тамилин