Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Шины и диски

Колесные диски: литые или кованые?

Какие ищите диски – кованные или литые? Этот вопрос продавцы легкосплавных дисков всегда задают своим покупателям, чем часто ставят их в тупик. Впрочем, те уже понаслышке знают, что кованые диски лучше литых. Чем же они так хороши? И стоит ли платить дороже за «ковку» или можно сэкономить, купив «литье»?

Начнем с технологии производства. Легкосплавные диски могут быть изготовлены двумя принципиально разными способами – литьем и ковкой. В первом случае сплав на основе алюминия отливается в заранее изготовленную форму. Когда заготовка остывает, форма разбивается, а отлитый диск поступает на доработку – очистку, окраску и т.д. Литые диски могут изготавливаться под регулируемым низким давлением или с протиоводавлением. В последнем случае структура сплава получается наименее прочной, а диски – более массивными. Себестоимость литых дисков в 2-3 раза ниже, чем у кованых. Этим собственно и обусловлена их популярность.

Заготовки кованых дисков

Кованые диски производятся по специальной технологии, которая предполагает формовку того же алюминиевого сплава не только литьем, но и специальными штампами. В результате штамповки сплавы уплотняется, как при ковке. Отсюда и название «кованые диски». Разумеется, их не куют на наковальнях в кузнях, а производят автоматизированные линии. Отлитая заготовка проходит четырехступенчатую обработку под гидравлическими прессами. Поочередно она сдавливается четырьмя прессами, начиная с усилия 1600 т и заканчивая 40 000 т. После этого заготовки обрабатываются термически, а затем поступают на линии точной обработки. Оборудование для получения кованых колесных дисков стоит недешево, особенно штампы. Дорого обходится и само производство. Отсюда и высокая цена готовых изделий.

Выше было сказано, что легкосплавные диски в обоих случаях изготавливаются из алюминиевого сплава. Но многие слышали о дисках «титановых». Называть колесные диски титановыми никак нельзя, поскольку вряд ли вы встретите изделия из титана как на прилавках магазинов, так и на обычных автомобилях. Они так и остались мечтой автомобилистов. По некоторым характеристикам практичности титановый колесный диск действительно оставил бы позади своих алюминиевых собратьев. Однако стоимость таких дисков настолько высока, что позволить их себе могли бы единицы. Дело не только в трудностях производства и цене, но также и в ограничениях касательно дизайна дисков из титанового сплава.

А вот магниевыми колесные диски действительно могут быть. Но это большая редкость. Конечно же, речь идет не о магнии в чистом виде, а о его сплаве с алюминием с добавками марганца и циркония. Данный сплав имеет меньший удельный вес, чем у алюминиевых сплавов, что для колесного диска считается большим преимуществом. Чем меньше неподрессоренная масса подвески, тем лучше. Именно поэтому производители стараются изготавливать наиболее легкие колесные диски. Но у магниевых сплавов имеется существенный недостаток – низкая коррозийная устойчивость. Хотя они почти вдвое легче алюминиевых литых, и долговечность даже при многослойной антикоррозийной защите остается под вопросом. Магниевые колесные диски пробовали внедрить еще 34 года назад. Тогда они устанавливались на Alfa Romeo Spider, однако широкого распространения не получили.

Итак, перед автовладельцем сегодня стоит выбор между литыми и коваными дисками из алюминиевого сплава. Кованые дороже, однако действительно имеют ряд преимуществ перед литыми. Во-первых, они легче, поскольку менее массивны.

Но, несмотря на это кованые диски прочнее и практичнее литья, – это, во-вторых. В процессе ковки кристаллическая решетка сплава сжимается. С одной стороны такое уплотнение делает сплав более твердым, а с другой – увеличивает его эластичность. Если молекулярные связи литого изделия при нагрузках на растяжении в определенный момент рвутся, то кованый сплав остается все еще тянется.

В-третьих, кованые диски практически не подвержены коррозии. Лаковое покрытие на таких дисках не обязательно.

Вес разных колесных дисков
Диаметр, дюйм / вес, кг Стальной  Литой Кованый
13 6-6,5 5,5-6,3 3,9-4,1
14 6,5-8 6,-7,5 4,5-5,2
15 7,5-9 7,1-8,5 4,8-6,5

 

Благодаря большой эластичности кованых дисков при ударах, полученных на дороге, в их структуре труднее образуются трещины. Следовательно, кованые диски более безопасны и надежны. Стоит ли напоминать, насколько важным элементом автомобиля являются колеса. И, пожалуйста, не спутайте при покупке кованые диски с литыми. Некоторые продавцы пытаются продать «литье» под видом «ковки». Обращайте внимание на массу диска. У литого и кованного она разная (см. табл).

16.06.2014
Автор текста: М. Тамилин