Когда в начале 90-х рухнул железный занавес и отечественное машиностроение переживало кризис, зарубежные производители спецтехники воспользовались «окном», а лучше сказать, «широко распахнутой дверью» и наводнили наши стройки импортным продуктом, в частности бульдозерной техникой. Восхищению от качественной, маневренной и производительной зарубежной машины не было предела.
Прошло время, покупатель стал более искушенным и предусмотрительным и выбирая отечественную технику, руководствуется не только ценой, но и другими причинами. Во-первых, комплектующие машины принадлежат известным зарубежным маркам (а значит, по мощности не уступают зарубежной технике), во-вторых, запчасти и сервисное обслуживание доступны, в-третьих, они изначально адаптированы под наши климатические условия и просты в эксплуатации.
Сейчас завод является производителем гусеничных и колесных инженерных машин, в первую очередь различных бульдозеров и бульдозерно-рыхлительных агрегатов, в том числе оснащенных лебедками, цепными экскаваторами. Здесь производятся два типоразмера трубоукладчиков грузоподъемностью 12 и 20 т., тракторные шасси для десятков заводов навесного оборудования, колесные фронтальные погрузчики (пока трех типоразмеров), тяжелые грунтовые виброкатки, компакторы для полигонов бытовых отходов, мини-тракторы с коммунальным и ремонтным оборудованием, дизельные двигатели мощностью от 12 до 1000 л.с
Бульдозерная техника ЧТЗ-Уралтрак представлена широким ассортиментом моделей, вот некоторые из них. Бульдозер Б10М (МТ) комплектуется двигателем Д180 эксплуатационной мощностью 140 - 180 л.с. и механической трансмиссией. Бульдозер Б1 ОМ (ГМТ) укомплектован двигателем Д180, ЯМЗ-236, эксплуатационная мощность: 170 - 190 л.с, гидромеханическая трансмиссия. Бульдозер Б10М2 имеет двигатель: Д180, ЯМЗ-236, эксплуатационная мощность: 170 - 190 л.с, трансмиссия гидромеханическая. Бульдозер Б10МБ (болотоходный) с двигателем Д-180, ЯМЗ-236, эксплуатационной мощностью 140 - 190 л.с. и механической или гидромеханической трансмиссией. Следующий представитель - бульдозер Б10М с тяговой лебедкой укомплектован двигателем Д180, ЯМЗ-236 эксплуатационной мощностью 180 л.с, тяговое усилие лебедки 16 - 25 т, трансмиссия: механическая или гидромеханическая. Далее, бульдозер Б12 имеет двигатель ЯМЗ-236Б-4, мощность 215 л.с, трансмиссия гидромеханическая. И бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-250М2 с двигателем 6-31М2, эксплуатационной мощностью 323 л.с. и электромеханической трансмиссией.
Теперь подробнее рассмотрим бульдозер Б11. Б11 - это баланс дизайна и инновационных конструкторских и технологических решений. В этой машине реализованы лучшие решения, накопленные мировым тракторостроением. Современный дизайн, высокооборотный двигатель, гидромеханическая трансмиссия, планетарные модульные бортовые редукторы и бортфрикционы с металлокерамическими дисками обеспечивают высокую надежность. В этой модели увеличен ресурс ходовой системы. Гидросистема навесного оборудования обеспечивает простоту и точность выполнения команд оператора. Предусмотрено оборудование кондиционером, автономным отопи-телем и целым рядом дополнительных опций, В технике ЧТЗ используются комплектующие различных предприятий как отечественных, так и зарубежных в зависимости от требований конкретных рынков. Например, отопи-тели Airtronic (Германия); гидравлика Danfoss (Дания), Forsheda (Италия); трансмиссии ZF 'Германия), двигатели ЯШ, ММЗ и т.д.
Компания сотрудничает с предприятиями нефтегазовой, угольной, горнодобывающей, золотодобывающей отраслей, дорожного строительства, сферы энергетики и связи, лесного хозяйства, занимается сервисным обслуживанием машин в гарантийный и послегарантийный периоды.
Предприятие в ряду бульдозерной техники представляет следующие модели; ЧЕТРА-11, ЧЕТРА-15, ЧЕТРА-20 и ЧЕТРА-25., техника имеет сертификаты соответствия директивам Европейского Союза - сертификаты выданы Международной организацией TUV Rheinland InterCert. В ряду инженерной техники Четра - промышленные машины представляет вездеходы и оборудование для ремонта нефтепроводов (по очистке от изоляции, подогреву тела трубы, подготовке изоляционных материалов), производимые Курган-машзаводом. Кроме этого, в 2008 г. в линейке продукции появятся колесные тракторы коммунально-промышленного назначения и многофункциональные коммунально-строительные машины.
Сошедшие с конвейера ОАО «Промтрактор» в 2005 г. бульдозеры CHETRA HEAVY 4 два года демонстрировали свои возможности в артели старателей «Новая» (г. Нерюнгри, Республика Саха). В ноябре 2007 года испытания чебоксарских тракторов в суровых условиях Крайнего Севера успешно завершились. При проектировании CHETRA H 4 основополагающими стали пять главных принципов: модульность конструкции; максимальная унификация, простота обслуживания и ремонта, легкость в управлении и комфортные условия труда для оператора. Новый трактор оснащен двигателем фирмы «Cummins» эксплуатационной мощностью 434 кВт (590 л.с.). Двигатель QSK19C650 с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха по типу «воздух-воздух» комплектуется системой «Quantum», содержащей электронные системы впрыска топлива диагностики, защиты и управления двигателем. По нормам выброса вредных веществ он отвечает требованиям стандартов EU Stage 11.CARB Tier 2, U.S.EPA Tier 2. Для облегчения пуска двигателя в холодное время года на тракторе устанавливается предпусковой подогреватель.
CHETRA H 4 оснащен гидромеханической трансмиссией с электрогидравлическим управлением. Узел бортовых фрикционов и остановочного тормоза CHETRA H 4 конструктивно и технологически подобен узлам тракторов Т-25 и Т-35. Отличие состоит в количестве металлокерамических и стальных дисков. Управление узлом электрогидравлическое, с применением микропроцессора, осуществляется джойстиками из кабины трактора.
Для управления трактором CHETRA Н 4 разработана оригинальная гидравлическая схема, значительно отличающаяся от применяемых схем управления более ранних моделей тракторов. Система гидроуправления КПП обеспечивает включение передач плавным нарастанием давления в бустерах и, соответственно, плавное трогание и переключение передач.
Конфигурация рамы обеспечивает наиболее полный доступ к узлам и системам трактора при техническом обслуживании. Впервые на тракторах тяжелых классов, выпускаемых ОАО «Промтрактор», применена безраскосная ходовая система с установкой опорных катков, объединенных попарно, на качающихся каретках с микроподрессориванием, телескопическими тележками и поперечной балансирной балкой с амортизаторами.
Конструкция кабины обеспечивает оператору панорамный обзор с рабочего места. Для сохранения обзорности в условиях низких температур в кабине установлены стекло-пакеты. Для обеспечения необходимого микроклимата в кабине предусмотрен комплекс устройств, включающий в себя зависимый отопитель «XEROS-4000» (Германия), независимый отопитель «AIRTRONIK-20» (Германия), вентилятор в люке крыши и переставляемый вентилятор локального обдува. По специальному заказу кабина оснащается кондиционером.
Для управления бульдозерным и рыхлительным оборудованием трактор CHETRA H 4 оборудован раздельноагрегатной гидравлической системой, позволяющей осуществлять следующие функции: подъем и опускание отвала, перекос отвала, подъем и опускание рыхлителя, изменение угла наклона рыхлителя.
В стандартном исполнении трактор CHETRA H4 комплектуется универсальным бульдозерным оборудованием с полусферическим отвалом и рыхлительным оборудованием с одним зубом.
В советские времена завод «Дормаш» специализировался на выпуске автогрейдеров среднего класса. Сейчас завод выпускает средний автогрейдер ДЗ-122 (и его модификации). Но в последние годы приоритетным для него стало освоение новой техники. Так, е 2004 году было освоено производство тяжелого автогрейдера ДЗ-298 массой 24 тонны.
В 2005 году инженерными службами завода была выполнена технологическая подготовка и организовано серийное производство новой модели погрузчика ПК-27 (грузоподъемность 2,7 т, двигатель Cummins (Англия), гидромеханическая коробка передач DANA (США)) и бульдозера Б-100 (двигатель Cummins мощностью 165 л.с, гидростатическая трансмиссия Bosch Rexroth (Германия)).
В 2007 году инженерными службами заводе разработана конструкция, изготовлены опытные образцы и ведется подготовка серийного производства экскаватора-погрузчика Д-80.
Укрепляя позиции на российском и зарубежном рынках, Дормаш продолжает работу по комплектации техники узлами и агрегатами импортного производства, что позволяет значительно улучшить ее качество - двигатели Cummins (Англия), DEUTZ (Германия), гидромеханическая коробка передач DANA (США), ZAHNRAD FABRIC (Германия), Danfoss, гидравлика BOSCH REXROTH.
Итак, в серийном производстве предприятия стоит бульдозер Б-100 тягового класса 10, относится к числу гусеничных машин общего назначения и может эксплуатироваться в агрегате со скрепером, бульдозером, рыхлителем и другими дорожно-строительными машинами, со специальными орудиями на грунтах I-III категории с сезонным промерзанием в диапазоне температур от - 40°С до + 50" С на высоте до 3000 м над уровнем моря. Бульдозер применяется в промышленном и дорожном строительстве, нефтегазовой и горнодобывающей промышленности для выполнения земляных работ. Машину следует применять для разрыхления, перемещения и отсыпки грунта, дробленой породы и других материалов.
На бульдозере установлен двигатель фирмы Cummins (США) мощностью 165 л.с. и современная система трансмиссии «Bosch Rexrolh».
Трансмиссия трактора является комбинированной силовой передачей с гидрообъемной трансмиссией. Трансмиссия состоит из двухпоточной гидростатической передачи (ГСП) и бортовых редукторов. Она включает в себя: насосную станцию, собранную в одиг блок с двигателем, бортовые мотор-редукторы и соединительные рукава высокого давления напорной и сливной магистралей контуров каждого борта гидростатической передачи.
Насосный агрегат фирмы «Bosch Rexroth», состоящий из 3-х насосов, устанавливается непосредственно на картере маховика через эластичную муфту (Германия). В него входят два насоса гидростатической передачи и один насос гидросистемы рабочего оборудования.
Управление ходом осуществляется с помощью электрического джойстика через микроконтроллер обеспечивающий взаимосвязь всех агрегатов гидростатической трансмиссии и задание режимов работы в соответствии с заложенной в нем программой. Все компоненты электрического управления и пакет программного обеспечения поставляется фирмой «Bosch Rexroth».
Бульдозерный отвал состоит из рабочего органа (отвала с ножами), толкающих брусьев, механизма компенсации перекоса отвала и системы управления.
Рабочий орган - полусферический отвал, соединяющийся с помощью толкающих брусьев с трактором, предназначен для разработки и перемещения грунта.
Рыхлительное оборудование параллелограмное, четырехзвенное и состоит из верхней и нижней тяг, гидросистемы, рабочей балки и зуба (трех зубьев).
Управление бульдозерным отвалом и рыхлителем осуществляется с помощью 2-х гидравлических джойстиков производства фирмы «Bosch Rexroth».
Специалисты ЗАО «Дормаш» постоянно работают над улучшением дизайна машины и созданием комфортных условий для машинистов-водителей. На тракторе установлена откидная цельнометаллическая кабина со встроенной системой защиты тракториста от падающих предметов (FOPS) и при опрокидывании машины (ROPS). Неоткидная платформа площадки оператора установлена на резиновых амортизирующих опорах на каркасе рамы.
Кабина откидывается назад при помощи домкрата на максимальный угол 34° и фиксируется в поднятом положении упором-фиксатором.
В кабине установлен накрышный вентилятор и сидение производства Германии.
С середины 60-х годов завод специализировался на капительном ремонте гусеничных тракторов, а с 2001 года стало развиваться собственное производство и выпуск бульдозеров УРБ-170.01 и бульдозерно-рыхлительных агрегатов УРБ-170.013 на базе трактора Т-170.
С 2005 года на УМЗ приступили к серийному выпуску трактора УРБ-10М, в котором были учтены основные требования нефтегазодобывающих предприятий Крайнего Севера, а также ряда дорожно-строительных организаций. В 2006 году запущено серийное производстве тракторов УРБ-10М.01Я и болотоходных тракторов УРБ-10М.01 БЯ с двигателем ЯМЗ-238.
В настоящее время наряду с выпуском новой техники и капительным ремонтом завод производит модернизацию тракторов Т-130, Т-170. Модернизация предусматривает замену старой кабины на эргономичную и безопасную еврокабину собственного изготовления, а также замену устаревшего двигателя Д-160 на более надежный современный двигатель ЯМЗ-238. В целом модернизация позволяет восстановить 100% ресурс эксплуатации трактора, а также значительно повысить эффективность работы.
Справка
Рабочее оборудование бульдозеров - прямые, полусферические или сферические отвалы разной конструкции и размеров в зависимости от назначения выполняемых работ. Этим машинам, а также автогрейдерам и грейдер-элеваторам в системе условных обозначений присвоен буквенный индекс ДЗ.
ЧТЗ-Уралтрак (г. Челябинск) | Дормаш (г. Орел) | Четра-Промышленные машины (г. Чебоксары) | Уральский машиностроительный завод (г. Челябинск) | |
Опыт работы | 75 лет | Более 50 лет | Чебоксарский тракторный завод был пущен в 1974 году | Более 70 лет |
Произведено единиц техники за 2007 г. | Свыше 3000 единиц машин | 610 единиц наименований (погрузчики, грейдеры, бульдозеры) | 230 машин всех наименований | |
Экспорт | Польша, Венгрия, Чехия, Румыния, Бельгия, Сербия, Болгария, ОАЭ, Индия, Панама, Вьетнам, Ангола, Монголия, Судан, все регионы России | СНГ, Болгария, Ирак, Латвия, Румыния, все регионы России | Индия, ОАЭ, Болгария, Румыния, Южная Корея, Сирия, Зимбабве, Катара, Украина, Казахстан, Грузия, Узбекистан, все регионы России | Все регионы России |
Партнеры | ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром», ОАО РЖД ОАО «Алроса», ОАО «СУЭК», ОАО «ТНК-ВР», ЕЭС России | ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром», ОАО РЖД, ОАО «Башнефть», ОАО«Бургаз» |
Журнал «Строительные машины»