Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Топливо

Авто на газе – экономия для расчетливых

Главная и единственная причина оснащения автомобиля газобаллонной системой – экономия средств, расходуемых на топливо, хотя газ дает и другие преимущества. На сегодняшний день эта экономия существенна и достигает 50%. Большинство пользователей ГБО (газобаллонного оборудования) – это владельцы коммерческих авто, себестоимость пробега которых влияет на ценообразование услуг либо товаров и сырья, которые они перевозят. Не брезгует газом и частный автолюбитель, которого ситуация заставляет часто преодолевать большие расстояния. При постоянном росте цен на нефтепродукты и отдаленных перспективах перехода на электроэнергию, газ дает реальную возможность экономить уже сегодня.

К слову, сжиженный газ, который заправляют в баллоны авто, тоже является нефтепродуктом, а вернее, побочным продуктом процесса нефтепереработки. Природный газ, в основном используется автобусами и другим крупным автотранспортом, у которого есть возможность перевозить большие баллонные емкости. Кроме того, природный газ требует более сложного оборудования, установка которого на легковой автомобиль невыгодна, в том числе и экономически.

Сжиженный нефтяной газ, который используют легковые автомобили, представляет собой пропанобутановую смесь, которая в «летнем» варианте содержит 45-55% пропана, а в «зимнем» - 85-95%.

Устройство газобаллонной системы и работа двигателя на газе

Газобаллонная система состоит из самого баллона, редуктора-испарителя и газо-воздушного смесителя, а также газовой магистрали и вспомогательных приборов. На пути из баллона в цилиндры газ, первым делом, проходит через редуктор-испаритель, в котором происходит понижение давления с 12 атм до 1-2 атм и переход сжиженного топлива в газообразное состояние. Далее газ смешивается с воздухом в смесителе и поступает в камеры сгорания.ГБО занимает часть объема багажника

В салоне автомобиля располагается кнопка, включающая и выключающая режим перехода на газ. Технически переход с одного топлива на другое осуществляется двумя электромагнитными клапанами, установленными в бензиновой и газовой магистрали. Баллон с газом находится в багажнике авто и заправляется через выведенный на борт стандартный штуцер.

Перевод автомобиля на газ имеет свои преимущества и недостатки, при этом первые сводятся к экономии, а вторые – к неудобствам. И это абсолютно логично, ведь экономии без неудобств не бывает. Однако рентабельность всегда зависит от баланса этих двух, и в вопросе с газобаллонным оборудованием плюсов больше чем минусов, хотя бы потому, что оно не переводит автомобиль на газ, а только расширяет его возможности относительно видов топлива. Газобаллонную систему очень просто демонтировать – достаточно удалить баллон из багажника. При этом магистрали и вспомогательное оборудование можно оставить, что даст возможность быстро восстановить ГБО.

Что касается технических характеристик двигателя, работающего на газе, то здесь на первый план выходит экономия за счет использования более дешевого топлива. Кроме того, во время работы двигатель изнашивается на 30-40% меньше, – сказывается высокое октановое число газа (105), его равномерное сгорание, низкое образование нагара и более мягкая работа мотора. Лямбда-зонды и катализаторы в «газовом» режиме изнашиваются вдвое медленнее.

К недостаткам ГБО можно отнести снижение мощности двигателя до 15% по сравнению с работой на бензине. Вес ГБО находится в пределах 45-70 кг, а баллон занимает много места в багажнике. Кроме того, газ более взрывоопасен, чем бензин, поэтому обслуживание ГБО должно быть более тщательным и частым.

стандартный штуцер для газовой заправкиРаз в полгода автомобили, имеющие ГБО, проходят проверку герметичности системы, которая производится на специализированных СТО. Транспортное средство, оборудованное ГБО, должно иметь документ об его установке, а также копию лицензии станции-установщика и свидетельство о проверке герметичности баллона. В случае если ГБО приобреталось отдельно, то понадобится его сертификат. Весь этот перечень документов лучше возить с собой, чтобы в случае чего быстро решить проблему с контролирующими органами.

Практика использования ГБО

Говоря о ГБО, обычно подразумевают его установку на бензиновые автомобили, но теоретически ничто не мешает перевести на газ и дизеля. Однако такие машины большая редкость, поскольку в этом случае увеличивается срок окупаемости ГБО. Подсчитано, что газобаллонное оборудование полностью окупает себя на бензиновых авто за 20-30 тыс. км пробега автомобиля. Для дизелей этот срок удваивается.

Одна из проблем ГБО заключается в существенном уменьшении объема багажника автомобиля. В этом отношении седаны «страдают» меньше всего, а вот хетчбеки и универсалы требуют тороидальной формы баллона, который устанавливается в отсек для запасного колеса. Выпускаются также баллонные пары, которые устанавливаются по бокам багажника, оставляя пространство посредине свободным. Однако во всех случаях чем-то придется жертвовать. Если использовать баллон небольшой емкости, которого хватает на 200 км пробега, то заправляться придется чаще, а газовых заправочных станций пока еще не так-то и много.

Другая проблема – запах газа в салоне. Исправная система не должна давать даже малые утечки, однако прокладки в соединениях довольно быстро изнашиваются и требуют регулярной замены. В свою очередь довольно резкий запах газа способен «въедаться» в поролоновую обшивку сидений и салона, становясь причиной тревоги.

Современное системы ГБО оснащаются датчиками утечки газа и возгорания, которые в случае аварии инициируют (в зависимости от ситуации) экстренный сброс давления в системе и пожаротушение.

23.01.2011
Автор текста: М. Тамилин