Каталог статей

 

Выкуп авто


Главная  /  Каталог статей  /  Топливо

Что такое зимнее дизтопливо?

Как только зима вступает в свои права, владельцы дизельных автомобилей начинают задумываться о том, где бы им заправляться топливом, которое обеспечит беспроблемный старт двигателя при значительных отрицательных температурах. Их опасения отнюдь не случайны. Память 90-ых, когда дефицит зимнего топлива делал дизельную машину на морозе неработоспособной, у многих трансформировалась в устойчивый рефлекс. Тем не менее, современные АЗС сегодня уже в состоянии предложить настоящее зимнее и даже арктическое дизтопливо. Это дало зеленый свет всем, кто желает экономить на стоимости пробега. Надо сказать, что сегодня легковых автомобилей с литерой D на шильдике стало на порядок больше. Однако проблема зимнего топлива не ушла в небытие, поскольку не все заправочные сети относятся к нему с должным вниманием.

Практически каждому владельцу дизельного автомобиля известно, что солярка на морозе может превратиться в гель или, как минимум, помутнеть с образованием парафиновых хлопьев. В Интернете довольно часто встречаются отзывы «дизелистов», описывающие свой негативный опыт с топливными экспериментами. На форумах то и дело обмениваются опытом применения различных «зимних» присадок. В результате многие перестраховываются, однако присадки поверх присадок могут навредить двигателю. Далее подробнее об этом.

Причина замутнения дизтоплива. Под воздействием низких температур присутствующие в дизельном топливе парафины начинают переходить в твердое агрегатное состояние. Однако визуальное помутнение еще не делает дизтопливо непригодным для использования. Кристаллизация парафинов в ДТ может происходить даже при наличии депрессорно-диспергирующих присадок. Поэтому помутнение не является признаком некачественного дизеля. Более того, качественный дизель при низких температурах мутнеть обязан. Наоборот, отсутствие мутности должно вызывать вопросы, если речь не идет об арктическом дизельном топливе.

Принцип действия зимних присадок. Проблемы с запуском и работой дизельного двигателя в условиях низких наружных температур возникают не по причине кристаллизации парафинов, а по причине их склеивания и превращения в крупные частицы, способные засорить топливные фильтры и тракты. Депрессорные присадки противодействуют склеиванию молекул парафинов.

Парафин солярки

Очевидно, что проблема зимней эксплуатации заключается в наличие парафинов. Не было бы парафинов – они бы не склеивались и не образовывали бы «тромбы». Но если депарафинизировать солярку, то снижается цетановое число (увеличивается скорость горения топлива), что приводит к более жесткой работе двигателя и сокращению его моторесурса. Поэтому выход только в присадках, препятствующих слипанию молекул парафина.

Главное для зимнего дизтоплива не прозрачность, а свободная фильтрация. В связи с этим существует показатель ПТФ – предельная температура фильтрации. Если температура дизтоплива опускается ниже ПТФ, то парафины собираются в сгустки и закупоривают фильтры, топливопроводы и т.д.

Виды зимнего дизельного топлива. Современные топливные стандарты предусматривают производство нескольких сортов зимней солярки, которые отличаются показателем предельной температурой фильтрации. Заправки обязаны продавать дизтопливо, ПТФ которой соответствуют сезону с учетом региональных климатических особенностей.

Контроль соответствия топлива по зимним показателям возлагается в первую очередь на операторов нефтерынка. Но и сами автовладельцы должны проверять, чем они заправляют свои автомобили, – например, спрашивая документы на топливо у оператора АЗС. Хотя бы потому, что погода непредсказуема. Например, в декабре могут ударить сильные морозы, а топливо на заправках будет адаптировано до -15°С или -20°С. Заправка с малым оборотом наверняка не успеет быстро перейти на топливо с более низким ПТФ. Отсюда вывод: зимой предпочтение следует отдавать заправке на АЗС с большим трафиком.

Арктическое топливо. Существует два класса арктического топлива. У I-го класса ПТФ составляет -26°С, а у II-го класса – -32°С. Таких низких показателей ПТФ получается добиться, благодаря депарафинизации. Как уже говорилось, отсутствие парафинов плохо сказывается на ресурсе дизеля. Цетановое число арктического топлива 48, а у обычного зимнего – 51. Таким образом, арктическое дизтопливо в большей степени является крайней мерой, а не панацеей. Вместе с тем надо понимать, что депарафинизированное топливо не должно мутнеть на морозе. Соответственно, если дизель мутнеет уже при -15°С, то это никакая не «арктика».

Если же вы заправились обычным зимним дизтопливом (не арктическим), а оно остается прозрачным при температурах ниже -10°С, то скорее всего в такое топливо добавлен бензин или керосин. Содержание в дизтопливе легких фракций очень вредно для двигателя. Кроме того, возникающее снижение температуры вспышки в закрытом тигле, делает использование такого топлива небезопасным.

30.12.2014
Автор текста: М. Тамилин